Техническая поддержка электронного дневника в средней школе №87
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
1. Читательская грамотность |
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественнонаучная грамотность |
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность |
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность |
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление |
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции |
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Приказ департамента образования Ярославской области от 31.12.2019 № 490/01-03 «Об утверждении Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Ярославской области»
Региональная система оценки качества образования - https://www.yarregion.ru/depts/dobr/Pages/sistema-OK-podgotovki-obuch.aspx
Независимая оценка качества образования на региональном уровне - http://coikko.ru/monitoring/nezockachpo/regiskachpodob/
Материалы августовской конференции – 2021 "Управление качеством образовательной деятельности. От задач к решениям" http://yar-edudep.ru/razdely/informaciya_dlya_rukovoditelej/materialy_avgustovskoj_konferencii_2022/
Приказ о назначении ответсвенных за формировании функциональной грамотности в 2021-22 учебном году
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год
Банк электронных заданий по оценке функциональной грамотности на портале «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru).
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
Надеемся, что подготовленные материалы окажут помощь учителям и специалистам в области образования в понимании вопросов формирования функциональной грамотности учащихся.
24 января 2023 года в МОУ «Средняя школа № 87» на семинаре-практикуме «Инновационные подходы к организации внутрифирменного обучения руководителей МО и педагогов по проблеме формирования функциональной грамотности обучающихся» в рамках муниципального ресурсного центра «Педагогические практики реализации обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в общеобразовательных организациях города Ярославля» рассмотрены системные подходы в организации внутрифирменного обучения педагогов по реализации ФГОС НОО, ООО.
Методист МОУ «ГЦРО» Никитина С.В. отметила, что созданная в школе система работает логично, методически глубоко и результативно. Директор школы Важнова О.Г., заместитель директора Катышева И.Б., руководитель МО Варваркина О.Н. и учитель физики Маркова И.А. продемонстрировали систему работы по включенности всего педагогического коллектива в процессы активного обучения: от роли ШМО, результативной образовательной деятельности творческих проблемных групп и каждого педагога, до грамотно спланированных и организованных образовательных событий с учащимися 1-11 классов по формированию функциональной грамотности.
В работе приняли участие 4 директора и 44 заместителя директора из 44 общеобразовательных организаций. По результатам проведенной рефлексии у участников практического семинара вызвали интерес как теоритические подходы в организации образовательной деятельности, так и весь представленный практический материал по внутрифирменному обучению и формированию функциональной грамотности обучающихся (а это системные цикличные события «День единого текста», «День цифры», «День России», «День профессий»).
Выступления:
«Инновационные подходы к организации внутрифирменного обучения педагогов в рамках реализации ФГОС и направления формирования функциональной грамотности». Катышева Ирина Борисовна, заместитель директора по УВР
«День единого текста» как средство повышения методической компетентности учителя в вопросе формирования читательской компетентности учащихся. Варваркина Ольга Николаевна, руководитель МО учителей русского языка и литературы Дзержинского района
«День цифры» как средство повышения методической компетентности учителя в сфере формирования математической и финансовой грамотности». Маркова Ирина Анатольевна, учитель физики
30 марта 2022 года состоялся педагогический совет «Формирование функциональной грамотности: воспитательный и общеразвивающий аспекты». Основной проблемой, обсуждаемой на педагогическом совете, стала проблема реализации программы по формированию функциональной грамотности по направлению глобальных компетенций и креативного мышления. Решения педагогического совета дополнили программу по функциональной грамотности, сформированную на первом педагогическом совете в декабре 2021 года.
Выступления:
Устная речь – важное средство коммуникации в развитии функциональной грамотности. Мурашова Марина Германовна, учитель русского языка и литературы
Формирование глобальных компетенций и креативного мышления в воспитательной работе и внеурочной деятельности. Варвус Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов
Формирование глобальных компетенций и креативного мышления в проектной деятельности. Маркова Ирина Анатольевна, учитель физики
Глобальные компетенции и креативное мышление в ДО: проблемы и пути развития. Беляева Диляра Евгеньевна, педагог ДО
3 марта 2022 года в рамках подготовки к педагогическому совету «Формирование функциональной грамотности: воспитательный и общеразвивающий аспекты» в школе прошел семинар "Формирование глобальных компетенций и креативного мышления на уроках и занятиях объединений дополнительного образования". На семинаре каждое методическое объединение представило разнообразные методы, приемы формирований функциональных компетенций.
Выступления:
16 декабря 2021 г в школе прошел педагогический совет "Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности: методологический и оценочные аспекты" на котором были рассмотрены проблемы формирования функциональной грамотности и пути их решения на уроках отдельных предметов и утвержден план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся.