Группа в контакте

 

Функциональная грамотность

Что такое «функциональная грамотность»

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Составляющие функциональной грамотности

​​1. Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

​2. Естественнонаучная грамотность​

​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

​3. Математическая грамотность​

​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

​4. Финансовая грамотность​

​Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

​5. Креативное мышление

​Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

​6. Глобальные компетенции

​Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

Нормативные документы

Федеральный уровень

Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" 

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" 

Региональный уровень

Приказ департамента образования Ярославской области от 31.12.2019 № 490/01-03 «Об утверждении Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Ярославской области»(просмотр)"/

Приказ департамента образования Ярославской области от 23.03.2020 № 107/01-04 "Об утверждении Положения об обеспечении объективности процедур оценки качества образования и показателей объективности процедур оценки качества образования и всероссийской олимпиады школьников в Ярославской области"

Приказ ГУ ЯО ЦОиККО от 30.03.2021 № 38/01-02 «Об утверждении Положения о работе экспертов по разработке оценочных инструментов для проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся»

Региональная система оценки качества образования - https://www.yarregion.ru/depts/dobr/Pages/sistema-OK-podgotovki-obuch.aspx

Независимая оценка качества образования на региональном уровне - http://coikko.ru/monitoring/nezockachpo/regiskachpodob/

План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год

Муниципальный уровень

Приказ 01-05/1168 от 21.12.2021 г. "О внесении изменений в приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 26.11.2021 № 01-05/1088" 

Материалы августовской конференции – 2021  "Управление качеством образовательной деятельности. От задач к решениям" http://yar-edudep.ru/razdely/informaciya_dlya_rukovoditelej/materialy_avgustovskoj_konferencii_2022/

Локальные акты школы

Приказ о назначении ответсвенных за формировании функциональной грамотности в 2021-22 учебном году

План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год

 

Банк заданий

Банк электронных заданий по оценке функциональной грамотности на портале «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru).

Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

Надеемся, что подготовленные материалы окажут помощь учителям и специалистам в области образования в понимании вопросов формирования функциональной грамотности учащихся.

Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО

Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИП

События

16 декабря 2021 г в школе прошел педагогический совет "Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности: методологический и оценочные аспекты" на котором были рассмотрены проблемы формирования функциональной грамотности и пути их решения на уроках отдельных предметов и утвержден план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся.

  1. МО учителей русского языка и литературы. Устинова Н.С., учитель
  2. МО учителей математики, физики, химии. Богданова Л.В., учитель
  3. МО учителей биологии, истории, географии, физкультуры, ОБЖ. Тестова Я.А., руководитель МО
  4. МО учителей иностранного языка. Самарец Н.А., учитель
  5. МО учителей информатики. Тутарикова Е.Г., руководитель МО
  6. МО учителей начальной школы. Пушкарева П.С., учитель
  7. МО педагогов школы искусств и дополнительного образования. Надежкина Н.Г, преподаватель

План и решение педагогического совета


3 марта 2022 года  в  рамках подготовки к педагогическому совету «Формирование функциональной грамотности: воспитательный и общеразвивающий аспекты» в школе прошел семинар "Формирование глобальных компетенций и креативного мышления на уроках и занятиях объединений дополнительного образования". На семинаре каждое методическое объединение представило разнообразные методы, приемы формирований функциональных компетенций. 

Выступления:

  1. Вступительное слово. Формирование глобальных компетенций и креативного мышления на уроках, во внеурочной деятельности, на занятиях дополнительного образования. Козина Татьяна Алексеевна, заместитель директора по УВР.
  2. Формирование глобальных компетенций и креативного мышления на уроках начальной школы. Прокопьева Анастасия Евгеньевна, учитель начальных классов
  3. Формирование глобальных компетенций и креативного мышления на уроках русского языка и литературы в основной и старшей школе.  Варваркина Ольга Николаевна, руководитель Мо русского языка и литературы  
  4. Формирование глобальных компетенций и креативного мышления на уроках английского языка в основной школе. Ершова Татьяна Станиславовна, учитель английского языка  
  5. Формирование глобальных компетенций и креативного мышления на уроках математики в основной школе. Булкова Юлия Вячеславовна, учитель математики
  6. Формирование глобальных компетенций и креативного мышления на уроках информатики в основной школе. Согрина Татьяна Юрьевна, учитель информатики  
  7. Формирование глобальных компетенций и креативного мышления на уроках истории, географии, биологии, физической культуры в основной школе. Галактионова Ирина Геннадьевна, учитель физической культуры
  8. Формирование глобальных компетенций и креативного мышления на занятиях дополнительного образования Школы искусств. Ахлестина Ирина Юрьевна, педагог дополнительного образования

30 марта 2022 года состоялся педагогический совет «Формирование функциональной грамотности: воспитательный и общеразвивающий аспекты». Основной проблемой, обсуждаемой на педагогическом совете, стала проблема реализации программы по формированию функциональной грамотности по направлению глобальных компетенций и креативного мышления. Решения педагогического совета дополнили программу по функциональной грамотности, сформированную на первом педагогическом совете в декабре 2021 года.

Выступления:

  1. Вступительное слово. Формирование глобальных компетенций и креативного мышления: воспитательный и общеразвивающий аспекты.  Зубова Юлия Ивановна, заместитель директора по ВР
  2. Устная речь – важное средство коммуникации в развитии функциональной грамотности.  Мурашова Марина Германовна, учитель русского языка и литературы

  3. Формирование глобальных компетенций и креативного мышления в воспитательной работе и внеурочной деятельности. Варвус Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов

  4.  Формирование глобальных компетенций и креативного мышления в проектной деятельности. Маркова Ирина Анатольевна, учитель физики

  5. Глобальные компетенции и креативное мышление в ДО: проблемы и пути развития. Беляева Диляра Евгеньевна, педагог ДО

Решение педагогического совета